ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ДЕЛАТЬ ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ?
Автор: Международный аудитор, к.т.н. Биктимерова О.
Понятие прослеживаемости (отслеживаемости) пищевой продукции установлено Техническим регламентом Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», а также международными стандартами HACCP (ХАССП), ISO 22000, FSSC 22000, BRC и др.
Прослеживаемость позволяет документально установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя. Прослеживаемость определяет место изготовления пищевой продукции или продовольственного сырья.
Главной целью обеспечения прослеживаемости пищевой продукции, находящейся в обращении, является предотвращение её фальсификации и, как следствие, наступления неблагоприятных последствий для здоровья граждан при употреблении в пищу пищевой продукции неизвестного происхождения.
Для Органов здравоохранения, отслеживаемость является важным звеном в защите здоровья населения. Она позволяет более быстро и точно определять источник загрязненных, например, фруктов или овощей, которые, могут вызвать вспышку болезни пищевого происхождения , удалить их с рынка и связаться с цепочкой поставок.
Прослеживаемость позволяет отследить безопасность пищевого продукта от фермера до розничного продавца (от поля до вилки)!
С 15 февраля по требованиям ТР/ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» контроль прослеживаемости ОБЯЗАТЕЛЕН для всех пищевых предприятий и предприятий общественного питания (HoReCa).
По требованиям международных стандартов – HACCP (ХАССП), ISO 22000, FSSC 22000, BRC и др. Компания должна поводить тестирование системы прослеживаемости минимум 1 раз в год.
Типы системы прослеживаемости:
- Прямая (от сырья до готовой продукции);
- Обратная (от готовой продукции до сырья).
По практике аудитов Торговых сетей и сертификационных аудитов Компаниями в основном проводится обратная прослеживаемость. Она позволяет отследить выработку продукта в обратном порядке склада готовых продуктов до используемых сырьевых материалов, упаковки, ингредиентов. При данном виде прослеживаемости важно собирать информацию не только касающуюся процесса производства, но и вспомогательных (обеспечивающих) процессов, таких как:
- соблюдение личной гигиены (Например, Журнал здоровья на дату (ы) производства;
- соблюдение санитарии (Например, Журнал мойки оборудования и инвентаря, Журнал разведения моющих средств на дату (ы) производства;
- соблюдение профилактических ремонтов оборудования (Например, Журнал обслуживания оборудования дату (ы) производства;
- др.
Что касается прямой прослеживаемости, то она должна быть осуществлена от любого сырья и раскрывая все готовые продукты, которые произведены компанией из данной партии.
Данный вид прослеживаемости позволяет более подробно проанализировать работоспособность системы и не требует анализа вспомогательных процессов.
В реализации прямой прослеживаемости помогает ведение записей в электронном виде или электронные системы учета (1C, SAP, MES и др)
Сбор информации
Для обеспечения возможности 100% идентификации продукции прослеживаемость продукции в Компании должен осуществляется сбор информации на всех этапах обработки продукции:
- поступление сырья и упаковочных материалов;
- все этапы производственного процесса;
- реализация готовой продукции потребителю.
Схема сбора информации по продукции, ответственные лица и место хранения документов приведены в таблице 1 (пример записей)
Все записи по процессу прослеживаемости должны быть четко сложены последовательно в обратном порядке производства продукта. По результатам прямой и обратной прослеживаемости формируется Протокол или Акт, где описывается весь процесс проведенного контроля.
Обязательно ли делать тестирование прослеживаемости?
Прослеживаемость в пищевом производстве – это средство обеспечения требований пищевой безопасности. В случае возникновения проблем с безопасностью и качеством продукции и угрозы здоровью потребителей – предприятие-производитель должно:
- Правильно понять – в какой партии выпущенной продукции возникла проблема, т.е. идентифицировать и локализовать проблемные партии продукции (на своих складах и в отгрузках клиентам);
- Восстановить информацию:
- из каких партий сырья и материалов была произведена проблемная партия продукции;
- через какое оборудование и через чьи руки прошла небезопасная продукция в ходе производства (чтобы провести адресные корректирующие и профилактические мероприятия с конкретным персоналом, причастным к проблемам с безопасностью и качеством продукции);
- Провести анализ и выяснить, какие партии материально-сырьевых ингредиентов привели к проблемам с безопасностью и качеством продукции;
- Выяснить – в каких еще партиях продукции были использованы эти некачественные материально-сырьевые ингредиенты и убедиться, что с с безопасностью и качеством этой продукции все в порядке.
Чем точнее в этой рекламационно-претензионной работе будут определены проблемные партии – тем меньший объем продукции необходимо будет проверять и/или отзывать. То есть предприятию вся эта рекламационная работа обойдется меньшими затратами.
ИТОГ
Оглядываясь на наш опыт общение с клиентами в последнее время хочется сказать, что многие производители продуктов питания задумываются об организации прослеживаемости на своих предприятиях, но не знают с чего начать и как обеспечить эту прослеживаемость.
Идентификация и прослеживаемость продукции важны:
- для определения причин возникающих проблем и принятия соответствующих корректирующих действий;
- прослеживания входящего сырья и готовой продукции;
- позволяет уменьшить количество жалоб и претензий от потребителей и продукции, подлежащей отзыву (скачать пример Акта по отзыву/изъятию продукта).
Для Компаний, успешно внедривших системы менеджмента на производствах, прослеживаемость – это обязательная составляющая. По всем вопросам разработки эффективной и результативной системы прослеживаемости можно обращаться к нашим менеджерам.