Работа с поставщиками сырья и упаковки
Автор статьи: Эксперт-аудитор Гордеева А.
В современных условиях требования к пищевой безопасности постоянно возрастают.
Потребители и государственные контролирующие органы предъявляют все более жесткие требования к тому, чтобы пищевые продукты соответствовали высоким нормам качества и безопасности.
Производителям пищевой продукции важно понимать, какими критериями необходимо и достаточно руководствоваться при выборе поставщиков, чтобы гарантировать безопасность выпускаемой продукции. Обеспечивая безопасность выпускаемой продукции, многие производители внедряют и поддерживают системы менеджмента безопасности пищевой продукции.
Общепризнанным регламентирующим документом в этой области является международный стандарт ISO 22000:2018 (подробнее), требования схемы сертификации FSSC 22000 (подробнее), система BRC (подробнее) или иной стандарт (подробнее).
Внедрение и поддержание системы менеджмента безопасности пищевой продукции на основе принципов HACCP (ХАССП) позволяет организациям получать статус «надежного поставщика» и «партнера» у своих клиентов, а также повысить степень доверия покупателей и клиентов к фирме (подробнее).
Международные стандарты объединяют ключевые аспекты:
– коммуникация;
– системный подход;
– программы предварительных условий (prerequisite programmes – PRP);
– принципы HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points).
Принципы HACCP (анализ рисков и определение критических контрольных точек) и программы предварительных условий создают основу для возможности производства безопасной продукции (подробнее).
Системный подход подразумевает, что система менеджмента безопасности пищевой продукции может быть наиболее результативной только в рамках структурированной системы менеджмента организации.
Стандарты менеджмента пищевой продукции устанавливают требования к внешней коммуникации.
Организация должна обеспечить по всей пищевой цепочке информацию по вопросам, касающимся безопасности пищевой продукции, и для этого внедрить и поддерживать в рабочем состоянии результативные мероприятия для общения:
– с поставщиками и подрядчиками;
– с потребителями или клиентами, в особенности в отношении информации о продукции (специфические требования к хранению, информацию о сроках годности, свойства и состав выпускаемой продукции), информации об обращении с запросами, контрактами или заказами, включая поправки, и обратной связи от потребителей, включая жалобы потребителей;
– с законодательными и регулирующими органами;
– с другими организациями, которые оказывают влияние на результативность или актуализацию системы менеджмента безопасности пищевой продукции, либо, которые окажутся под влиянием результативности или актуализации этой системы.
В стандартах менеджмента пищевой продукции прописаны требования к коммуникации с поставщиками услуг.
Если организация решает передать осуществление каких-либо процессов, которые могут влиять на соответствие конечной продукции требованиям сторонней организации (применить аутсорсинг), она должна обеспечить управление такими процессами.
Управление аутсорсинговыми процессами должно быть идентифицировано и документировано в рамках системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Таким образом, организация должна установить процедуру коммуникации с поставщиками (сырья и материалов, оборудования, услуг и др.). При этом необходимо учесть, что в программах предварительных условий (ППУ или PRPs), функционирующих в рамках системы менеджмента безопасности пищевой продукции, к поставщикам также предъявляются определенные требования. А именно, должна быть установлена процедура для выбора, одобрения и мониторинга поставщиков. Используемая процедура должна быть обоснована путем выполнения оценки потенциальной опасности, включая потенциальный риск для конечного продукта, и должна включать оценку способности поставщика удовлетворять ожиданиям и требованиям качества и безопасности продукта, описание того, как оцениваются поставщики, мониторинг работы поставщика для обеспечения непрерывного подтверждения статуса.
Методика оценки поставщиков заключается в присвоении поставщику определенной категории, указывающей на уровень безопасности и качества предоставляемой продукции.
Она состоит из 3 основных этапов:
– определение критериев оценки поставщика;
– определение категорий поставщика;
– оценка способности поставщика поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации.
Метод оценки может основываться на балльной оценке в соответствии с утвержденными, задокументированными критериями.
Одним из этапов оценки поставщика является аудит, который может быть независимым, с привлечением аудиторской компании, либо проведен собственными силами компании. В штате компании TDA Systems работают компетентные аудиторы, которые провели более сотни различных аудитов и знают требования систем менеджмента, обладая компетенциями в микробиологии, технологических процессов и т.п. (подробнее).
Другим методом минимизации опасностей и рисков, которые могут привноситься в технологический процесс с сырьем и материалами, может быть оказание технологического содействия поставщикам, например, путем организации обучения по вопросам пищевой безопасности. Обучение может быть проведено с привлечением сторонней организации (подробнее).
К примеру, компания «Х» хочет оказать содействие компании «Y» во внедрении системы менеджмента безопасности пищевой продукции, ХАССП в данном вопрос компания TDA Systems готова помочь с внедрением, обучением персонала и подготовкой к сертификации (подробнее).